Обучающие материалы
для учителей и учеников

Урок "кровообращение. строение и работа сердца"

8 класс
Конспекты занятий
Биология
Урок изучения новой темы с использованием презентации для учащихся 8 класса по программе В.В. Пасечника «Биология. Человек». Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях кровообращения, о строении и работе сердца, его роли в организме человека. На слайдах представлены рисунки, которые могут быть использованы при актуализации знаний учащихся.
Скачать stroenie_i_rabota_serdtsa.pptСкачать konspekt_uroka_stroenie_i_rabota_serdtsa.docx

Предпросмотр файла stroenie_i_rabota_serdtsa.ppt

Подписи к слайдам

Слайд 2

Кровообращение Сердечно-сосудистая система осуществляет движение крови, разносит её по всему телу и обеспечивает выполнение кровью её функций.

Слайд 3

Система кровообращения состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце – полый мышечный орган, который периодически сокращается и выталкивает кровь в сосуды.

Слайд 4

Кровеносные сосуды – эластичные трубки, которые, разветвляясь, уменьшаются в диаметре вплоть до мельчайших сосудов – капилляров. В ходе последующего слияния капилляров образуются вены. По кровеносным сосудам кровь разносится ко всем органам и тканям, а потом снова собирается к сердцу.

Слайд 5

Большой и малый круги кровообращения Большой круг: Начинается от левого желудочка, откуда выходит самый крупный кровеносный сосуд тела – аорта. По аорте и артериям, отходящим от неё, кровь разносится по всему телу. В капиллярах она отдает тканям кислород и питательные вещества, а из них забирает углекислый газ и продукты окисления, превращается из артериальной в венозную и по верхней и нижней полым венам возвращается в правое предсердие.

Слайд 6

Малый круг: Начинается от правого желудочка. Сокращениями желудочек выталкивает венозную кровь в лёгочную артерию, откуда она разносится к лёгочным капиллярам. Здесь кровь отдаёт углекислый газ, насыщается кислородом и по лёгочным венам течёт к левому предсердию. Из левого предсердия через левый желудочек кровь вновь поступает в большой круг кровообращения.

Слайд 7

Сердце Сердце располагается в грудной клетке – в левой половине грудной полости.

Слайд 8

Сердце млекопитающих и человека представляет собой полый четырехкамерный мышечный орган, состоящий из двух предсердий и двух желудочков.

Слайд 10

Стенка сердца состоит из трех слоев: внутреннего – эндокарда , Среднего – заключено в околосердечную сумку – перикард. Между эпикардом и перикардом расположена полость перикарда, содержащая небольшое количество серозной жидкости. Самый мощный слой – миокард – состоит из поперечнополосатой мышечной ткани, обладающей особым ритмом сокращения (сокращается непроизвольно).

Слайд 11

Работа сердца Работа сердца состоит из ритмических сокращений и расслаблений. Сокращение сердца называется систолой , расслабление – диастолой . Различают три фазы: систола предсердий, затем систола желудочков, после которой наступает общая диастола .

Слайд 12

При сокращении предсердий кровь переходит в желудочки, после наполнения которых закрываются створчатые клапаны, начинается сокращение желудочков, и кровь выходит из сердца. Сокращение предсердий длится 0,1 с, затем они переходят в стадию расслабления. Сокращение желудочков длится 0,3 с, а затем они расслабляются. Общая фаза расслабления длится 0,4 с. Следовательно, один цикл работы сердца занимает около 0,8 с , что соответствует 75 сокращениям сердца в минуту. При покое количество сердечных сокращений колеблется в пределах от 60 до 80 в минуту.

Слайд 13

Фазы сердечного цикла

Слайд 14

Тоны сердца Во время работы сердца возникают звуки, называемые тонами сердца . Различают 2 тона: первый (систолический) – низкий и продолжительный – возникает в начале систолы желудочков при замыкании створчатых клапанов; второй (диастолический) – короткий и высокий – возникает от замыкания полулунных клапанов. Во время систолы желудочков сердце уменьшается в объеме, его верхушка напрягается и ударяется о грудную клетку в пятом межреберном промежутке слева. Такое явление называется сердечным толчком .

Слайд 15

Сердце, удаленное из организма, продолжает сокращаться. Способность сердца сокращаться независимо от каких-либо внешних раздражений называется автоматией сердца . Русский физиолог А.А.Кулябко оживил сердце ребенка, умершего от воспаления легких, через 20 часов после его смерти, пропустив через сосуды сердца солевой раствор. Это показало, что сердце может работать в автоматичском режиме, т.е. изолированно, поскольку импульс возбуждения зарождается в самом сердце.

Слайд 16

Три скопления: Синусное скопление – синусный узел (узел Кейт-Флэка) – в правом предсердии между устьями верхней и нижней полых вен; Второе скопление также находится в правом предсердии у атриовентикулярной перегородки – узел Ашоф-Тавара, или атриовентикулярный узел ; От узла Ашоф-Тавара отходит пучок, который направляется в желудочки по перегородке, отделяющей правый желудочек от левого, носящий название пучка Гиса . Пучок Гиса делится на две ножки, одна из которых идет в правый желудочек, а другая – в левый (правая и левая ножки пучка Гиса).

Слайд 17

При поступлении крови в правое предсердие возникает возбуждение в синусном узле, оно передается на атриовентикулярный узел и затем по ножкам пучка Гиса –желудочкам. Синусный узел регулирует частоту ударов сердца. Атриовентикулярный узел дает первый импульс для сердечных сокращений и регулирует их частоту. Пучок Гиса ответственен за сокращение желудочков.

Слайд 18

Спасибо за урок

Предпросмотр файла konspekt_uroka_stroenie_i_rabota_serdtsa.docx

Другие конспекты занятий по биологии 8 класс

Урок биологии в 8 классе на тему "пищеварение в ротовой полости"
8 класс
Конспекты занятий
Биология
Комбинированый урок, целью которого является обеспечение усвоения знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости. Урок включает в себя объяснение материала, выполнение лабораторной работы и дополнительные видеофрагменты о правилах чистки зубов.
Конспект урока биологии в 8 классе по теме «тутовый шелкопряд».
8 класс
Конспекты занятий
Биология
Представлен урок изучения нового материала с компьютерной презентацией  для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Урок построен с использованием современных образовательных технологий: информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих,  технологий использования в обучении игровых методов, психокоррекционных технологий. Его отличает научность содержания, связь изучаемого материала с жизнью, метапредметные связи. Урок  носит  развивающий характер, расширяет кругозор учащихся и направлен на ра...
Конспект урока биологии в 8 классе по теме « земноводные».
8 класс
Конспекты занятий
Биология
Представлен урок обобщения и систематизации материала с компьютерной презентацией  для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Форма проведения урока: урок-игра. Урок построен  по типу телевизионной игры « Что, где, когда?» в технологии групповой деятельности. Участниками урока являются не только дети,  но и учителя, которые также вовлекаются в активный познавательный процесс обучения, что позволяет учащимся лучше закрепить и обобщить полученные знания, а также расширить свой кругозор по данной...